Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

История русской музыки

          

Иду сказать людям, что они сильны и могучи!

А.Н. Скрябин

 

Скрябин – русская музыка не знала имени, которое бы возбуждало к себе такой острый интерес.

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) – один из гениальных русских композиторов. Пианист. Педагог. Новатор.

Он первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл в обиход понятие "светомузыка". Скрябин обладал "цветным слухом", видел музыку в красках. Его замыслы намного опередили своё время: оригинальное мировоззрение композитора послужило основой для зарождения у него идеи всеобщего синтеза искусства ("Мистерии").

"Я представляю себе какую-то музыку, совсем не такую, какую сочиняют теперь. В ней будут как будто те же элементы, что и теперь, то есть мелодия, гармония, но всё это будет совершенно иное" (А.Н. Скрябин).

Современники относились к его творчеству неоднозначно. Неподдельный восторг и грубая критика были попутчиками творчества композитора на протяжении всей его жизни.

"Мелодии его произведений вступают так, как тотчас же начинают течь у вас слёзы, от уголков глаз по щекам, к уголкам рта. Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу, и вы плачете не оттого, что вам печально, а оттого, что путь к вам вовнутрь угадан так верно и проницательно" (Борис Пастернак). "Русская музыкальная газета" того времени писала: "Всё это – вконец болезненно, извращённо. Это – гениальность, граничащая с безумием. Это – само безумие, mania grandiose, игра в сверхчеловечество". А музыкальный рецензент из газеты "Русское слово" не постеснялся печатно назвать Скрябина композитором, идущим по "узкой дорожке певца сладострастия". Само содержание его музыки было непонятно слушателям.

Евгений Гунст в своей книге "А.Н. Скрябин и его творчество" (1915) пишет: "Характерной чертой Скрябинского творчества, отмеченного неуклонным стремлением вперед по пути эволюции, была необычайная глубина, острота и тонкость творческих переживаний. Мятущийся дух его ни на миг не давал покоя" (одна из первых книг о Скрябине, вышедшая в год его смерти).

Уже в первые годы творчества композитора начали исполняться его произведения, а со второй половины 1890-х годов они завоёвывают постоянное место в программах концертов Москвы и Петербурга. Имели успех и первые авторские выступления самого Скрябина на родине и за границей. А вот в печати они вызывали страстные споры: "Как пианист он не представляет собой первоклассной величины"; "…недоумение вызвали пять пьес. Каждая из них короче комариного носа, продолжается меньше минуты и заставляет даже предположить, не смеётся ли автор над публикой, так высоко ценя свои музыкальные "моменты".

Пять лет композитор служил профессором Московской консерватории по классу фортепиано (1898-1903). Тяготился педагогической работой, но зарекомендовал себя интересным педагогом. Причиной отказа Скрябина от педагогической деятельности было желание целиком отдаться творчеству. В то время были созданы экспромты, ноктюрны, вальсы, мазурки, сонаты и десятки прелюдий.

Творческий расцвет композитора – начало XX века. Самые крупные и важные произведения – сонаты и симфонии – создавались именно в это время.

Отношение к музыке Скрябина по-прежнему не было единодушным. "…По окончании симфонии половина публики подошла к эстраде с сильными аплодисментами. Остальная часть оставалась на своих местах. Поднялся страшный шум, шиканье, свистки,…Чем больше шикали одни, тем сильнее аплодировали другие" (Л.А. Скрябина).

Но слава и популярность росли с каждым новым произведением. Творчество Скрябина завоёвывало мировое признание.

Известный московский дирижёр Сергей Кусевицкий проявил серьёзный интерес к произведениям Скрябина и надолго стал пропагандистом его симфонической музыки и издателем его сочинений. Он учредил в Москве "Российское музыкальное издательство", публиковавшее произведения композитора в течение 1910-1913 годов.

Продолжались многочисленные концертные поездки Скрябина-пианиста за рубежом, а также по городам России.

В 1911-1912 годах состоялось его турне по российскому югу с целью не только поправить материальные затруднения, но и получить небольшой отдых от мучительных творческих поисков. 5 января Скрябин выехал из дома. Первым в маршруте был Новочеркасск, затем Ростов ‒ по одному концерту в каждом городе.

10 января 1911 года Скрябин впервые посетил Екатеринодар.

За час до выступления написал письмо жене (Татьяна Федоровна ждала ребёнка и была нездорова). По этому поводу Александр Николаевич прибывал в угнетённом состоянии и даже просил устроителей концерта отложить его. Но мысль об огромной неустойке сдержала чувства, и Скрябин стал готовиться к концерту.

В воспоминаниях людей, хорошо знавших Александра Николаевича, отмечается, что был он дисциплинированным, заботливым и простым человеком. "Чрезвычайно подвижный, нервный в моменты подъёма и увлечения, весь точно сотканный из электричества", ‒ так отзывалась о нём одна из его консерваторских учениц М. Неменова-Лунц.

Современники композитора помнят его как человека, много внимания уделявшего внешнему виду и манерам. "Скрябин очень заботился о своей внешности, был большим франтом. Всегда в очень хорошо сшитом и отглаженном сюртуке, в очень высоком бело-накрахмаленном воротничке, в лайковых тёмных перчатках, очень церемонным и светским" (М. Морозова). Особенно это проявлялось перед выступлениями и концертами.

Перед выходом на сцену Скрябин всегда ощущал внутренний трепет, озабоченность, растерянность и обычно говорил: "Что-то у меня болит рука…Я сегодня, наверное, оскандалюсь…" и, чтобы успокоить нервы, выпивал несколько глотков шампанского.

Екатеринодарский концерт прошел менее успешно, чем в других городах. Рецензент упрекал местных меломанов. По его мнению, они "не выдерживают экзамен на музыкальную зрелость", "лишились редко выпадающего на долю провинции эстетического наслаждения" – послушать "апостола звукового искусства". На концерте действительно присутствовало мало публики. Тем не менее Скрябин трижды играл на бис и концертом остался доволен.

В этот вечер Скрябин повторяет программу своего концерта от 6 января в Новочеркасске. Программа состоит из двух отделений. В первом он играет прелюдии ор. ор. 11 и 17, этюды ор. ор. 2 и 8, ноктюрн для левой руки ор. 9, две поэмы ор. 32. Во II-м отделении звучит Третья соната.

Второй концерт композитора в Екатеринодаре состоялся 15 января 1912 года. Ему предшествовала лекция директора Екатеринодарского музыкального училища Дроздова "А.Н. Скрябин и новейшие музыкальные течения". А.Н. Дроздов – рьяный пропагандист новой музыки – дал обстоятельный анализ творчества Скрябина, его исполнительского мастерства. Композитор, узнавший о лекции, с радостью составил специально для Екатеринодара сложную, интересную концертную программу. Она состояла из прелюдий, двух этюдов, Второй и Четвёртой сонат, нескольких поэм и других пьес.

Газетный критик, посетивший этот концерт, написал: "Зал уже замер, и внимание властно приковал бурлящий гневный рокот. И – длинный угасающий звон одного клавиша, точно дрожащий крик души, вырвавшийся к небу, потерявшийся в нём…", Музыка Скрябина все-таки казалась "странной", но критик не мог не признаться, что она "как вихрь, ошеломляет душу, как будто в самую глубину её глянули безумные в своём напряжении, полные муки и огня, полные неудержимого стремления – прекрасные человеческие глаза".

Скрябин пробыл в городе три дня. На Кубани было тепло (15 градусов) и солнечно. Набухали и лопались почки на деревьях. Скрябин наслаждался погодой, гулял с женой и гостеприимным Анатолием Николаевичем Дроздовым, делился планами о музыке, о задуманной им "Мистерии". "Моё искусство предполагает необходимость революции", – говорил композитор. Были и увлекательные беседы об искусстве за чашкой чая и игра композитора в узком кругу слушателей. Дроздов писал позже: "Три дня, проведённые Скрябиным в Екатеринодаре, были для меня и ближайших товарищей по работе источником глубоких музыкальных впечатлений…"

Александр Николаевич Скрябин остался в истории музыки тончайшим интерпретатором своих музыкальных замыслов, образов и одухотворенным исполнителем, умевшим придать им живые, неповторимые черты.

Отдел нотных изданий и звукозаписей предлагает своим читателям более подробно ознакомиться с жизнью и творчеством композитора. Включенные в книгу "Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина" (Москва : Музыка, 1985. – 295 с.) высказывания самого композитора, воспоминания современников, отклики критики на исполнение его произведений – все это заинтересует не только музыкантов-профессионалов, но и любителей музыки.

В издании "Письма А.Н. Скрябина в фондах Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина" (Санкт-Петербург : Композитор, 2010. – 120 с.) представлены документы, дополняющие полное собрание писем А.Н. Скрябина. Большая часть публикуемых писем ранее не печаталась.

Книга доктора искусствоведения, профессора Нижегородской консерватории Т.Н. Левой "Скрябин и художественные искания XX века" (Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 184 с.) представляет собой серию очерков, посвященных художественным открытиям А.Н. Скрябина и его связям с искусством XX столетия.

 





Библиографический список

 

Книжные издания

 

1. Александр Николаевич Скрябин, 1872-1915 : альбом / Гос. центр. музей муз.

культуры им. М.И. Глинки; / сост. Е.Н. Рудакова; вступ. ст. и коммент. А.И. Кандинского. ‒ 2-е изд. ‒ Москва : Музыка, 1980. ‒ 216 с.

78С(092); С 459; Б - 1555527 – НОТ; Б - 1555529 ‒ НОТ

2. Александр Николаевич Скрябин, 1915-1940 : сборник к 25-летию со дня смерти / сост. С. Маркус. ‒ Москва; Ленинград : Гос. муз. изд-во, 1940. ‒ 246 с.

78С(092); С 459; 707133 ‒ НОТ

3. Бэлза, И.Ф. Александр Николаевич Скрябин / И.Ф. Бэлза. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒176 с.

85.313(2Р=Р)5-8; С 459; М - 1556208 – НОТ; М - 2024427 – НОТ

4. Дельсон, В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества / В.Ю. Дельсон. ‒ Москва : Музыка, 1971. ‒ 430 с.

78С(092); С 459; 2096487 – НОТ; 971936 – НОТ; 971937 – НОТ; 971939 – НОТ

5. Левая, Т.Н. Скрябин и художественные искания ХХ века / Т.Н. Левая. ‒ Санкт-Петербург : Композитор ‒ Санкт-Петербург, 2007. ‒ 184 с.

85.313(2)-8; Л 346; 2167173 – НОТ; 2167174 – НОТ; 2192899 – НОТ; 2192900 – НОТ

6. Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина / сост. М.П. Пряшникова, О.М. Томпакова ; Гос. музей муз. культуры им. М.И. Глинки. ‒ Москва : Музыка, 1985. ‒ 295 с.

85.313(2)5; Л 524; 1710275 – НОТ; 1710345 ‒ НОТ

7. Месхишвили, Э.П. Фортепианные сонаты Скрябина / Э.П. Месхишвили. ‒ Москва : Совет. композитор, 1981. ‒ 272 с.

78С(092); С 459; М - 1555689 – НОТ; М - 1555690 – НОТ

8. Михайлов, М.К. Александр Николаевич Скрябин, 1872-1915 : Краткий очерк жизни и творчества / М.К. Михайлов. ‒ 2-е изд. ‒ Ленинград : Музыка, 1971. ‒ 152 с.

78С(092); С 459; 971912 – НОТ; 971906 – НОТ; 971907 – НОТ

9. Письма А.Н. Скрябину : в фондах Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина / сост. и коммент. О.М. Томпаковой; пер. с иностр. яз. А.Н. Скрябиной. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2010. ‒ 119 с.

85.313(2)-8; П 35; 2192933 ‒ НОТ

10. Скрябин, А.Н. Письма / А.Н. Скрябин; сост. и ред. А.В. Кашперова. ‒ Москва : Музыка, 2003. ‒ 720 с.

85.313(2)-8; С 459; 2145559 – НОТ; 2145560 – НОТ

 

Нотные издания

 

1. Скрябин, А.Н. Концерт : Для фортепиано с оркестром: оp. 20: перел. для 2-х фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : ГМИ, 1947. ‒ 64 С.

85.954.2-042(28); С 459;1172 – НОТ

2. Скрябин, А.Н. Прометей : Поэма огня: для большого симфонического оркестра и фортепиано с органом, хором и световой клавиатурой / А.Н. Скрябин. ‒ Партитура. ‒ Москва : Музгиз, 1963. ‒83 С.

85.951.1-051(28); С 459; 8201 ‒ НОТ

3. Скрябин, А.Н. 24 прелюдии для фортепиано : соч. 11 / А.Н. Скрябин; ред. К. Игумнов, Я. Мильштейн. ‒ Москва : Музыка. Тетр.1. ‒ 1965. ‒ 44 С.

85.954.2-058(28); Р 273; 62499 – НОТ

4. Скрябин, А.Н. Сатаническая поэма : соч. 36 : для фортепиано / А.Н. Скрябин ; ред. К. Игумнов, Я. Мильштейн. ‒ Москва : Музыка, 1969. ‒ 15 с.

85.954.2-058.1(28); С 459;15950 – НОТ;15952 ‒ НОТ

5. Скрябин, А.Н. Концертное аллегро : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1975. ‒ 11 с.

85.954-042(28);С 454;61373 – НОТ

6. Скрябин, А.Н. Мазурки : для фортепиано / А.Н. Скрябин ; пед. редактор Л. Рощина. ‒ Москва : Музыка, 1975. ‒ 95 с.

85.954.2-058.2(28); С 459; 26166 – НОТ; 35907 – НОТ

7. Скрябин, А.Н. Поэма экстаза : соч. 54 : для большого симфонического оркестра : партитура / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1975. ‒ 144 с.

85.951.01-051(28); С 459;27494 ‒ НОТ

8. Скрябин, А.Н. Этюды : для фортепиано / А.Н. Скрябин ; ред. К. Игумнов, Я. Мильштейн. ‒ Москва : Музыка, 1978. ‒ 90 С.

85.954.294-058(28);С 459;50171 ‒ НОТ

9. Скрябин, А.Н. Вальс : соч. 38 : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1981. ‒ 11 с.

85.954.2-058(28);С 459;40424 – НОТ; 40427 – НОТ; 40428 ‒ НОТ

10. Скрябин, А.Н. Полонез : соч. 21 (1897) : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1981. ‒ 11 с.

85.954.2-058(28);С 459;40598 – НОТ; 40600 – НОТ; 43835 – НОТ

11. Скрябин, А.Н. Два танца : для фортепиано : соч. 73 / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 11 с.

85.954.2-058.5(28); С 459;43233 – НОТ; 48316 – НОТ; 43234 – НОТ

12. Скрябин, А.Н. Листки из альбома : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 8 с.

85.954.2-058.0(28)я44; С 459; 43321 ‒ НОТ

13. Скрябин, А.Н. Поэмы. Мазурки : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 158 с.

85.954.2(28)я44; С 459; 43029 – НОТ; 43030 ‒ НОТ

14. Скрябин, А.Н. Две поэмы для фортепиано : соч. 32 (1903) / А.Н. Скрябин. ‒ Москва : Музыка, 1987. ‒ 7 с.

85.954.2-058.1(28); С 459; 50536 – НОТ; 50537 ‒ НОТ

15. Скрябин, А.Н. Неизвестный Скрябин : для фортепиано / А.Н. Скрябин. ‒ СПб. : Нота, 2004. ‒ 50 С.

85.954.2-058(28)я43; С 459; 63512 – НОТ; 63513 ‒ НОТ

16. Скрябин, А.Н. Соната № 1 : для фортепиано : соч. 6 / А.Н. Скрябин. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2013. ‒ 28 с.

85.954.2-012.5; С 459; 68901 – НОТ; 68902-НОТ

 

Информацию подготовила

Л.В. Вострикова,

библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей